Эти незаметные динозавры. Кого мы могли пропустить в 2019 году?

22.03.21
Категория: Новости сайта
Просмотры: 412

Эти незаметные динозавры. Кого мы могли пропустить в 2019 году?

Новый вид динозавра — громкое событие в палеонтологии. Однако далеко не всегда новые динозавры поражают своими размерами, а их открытия — сенсациями. Юркие пернатые формы сновали под ногами диплодоков, оставаясь незамеченными. Некоторые формы скрывались от изучения палеонтологами, будучи принятыми за другие виды. Иногда кости динозавров ждут своего открытия десятилетиями, а порой даже находки полных скелетов остаются слабо востребованными в палеоарте. Эта подборка динозавров, получивших описание в 2019 году, напомнит о некоторых недавних исследованиях. Собрал и проиллюстрировал материал палеоанималист Дмитрий Токальчик.

Hesperornithoides miessleri — маленький (около 90 см) троодонтид из знаменитой позднеюрской формации Моррисон. Обнаруженный еще в 2001 году, этот современник диплодоков и аллозавров показал, что раскрыто не все разнообразие динозавров формации. Присутствие этого эволюционно продвинутого манираптора в юрских отложениях явилось сильным опровержением аргумента «временного парадокса», используемого теми, кто выступает против единодушного мнения, что птицы произошли от динозавров. Также открытие этого вида привело ученых к выводу, что все ветви паравиев, способные к полету (микрорапторины, скансориоптеригиды, авиалы) приобрели эту способность независимо, а их общий предок был нелетающим. Долгое время гесперорнитоид был известен под неофициальным именем «Лори». Родовое название динозавра составлено из греческих корней слов «запад», «птица» и «форма», видовое название дано в честь семьи Месслер, которая материально поддерживала проект. Hesperornithoides вел наземный образ жизни в открытом и сезонно заболоченном ландшафте с небольшими зарослями хвощей, саговников и папоротников. На иллюстрации рядом с гесперорнитоидом изображен череп галеамопуса – близкого родственника диплодока и современника новооткрытого троодонтида.

Ngwevu intlokoзавроподоморф семейства Massospondylidae из формации Эллиот, ЮАР. Необычное название ящера составлено из двух слов на языке коса: ngwevu – «серый», и intloko – «голова». Это отсылка к неофициальному прозвищу образца — «серый череп», которым его называли учёные. Образец был найден еще в 1978 году, однако был причислен к виду Massospondylus carinatus. Череп заметно отличался от других экземпляров прямоугольной формой и небольшими размерами, однако эти отличия считались искажениями в процессе фоссилизации и молодым возрастом животного. Повторный анализ останков привел экспертов к выводу, что это совершенно другой динозавр, который, как заявили авторы открытия, «прятался на виду». Единственный известный экземпляр Ngwevu достигал 4 метров в длину, возраст особи составлял 10 лет. Ближайшими родственниками нового рода были также южноамериканский Coloradisaurus и китайский Lufengosaurus. В позднетриасовый период, время существования суперконтинента Пангея, географические барьеры не мешали обширному распространению близкородственных видов.

Fostoria dhimbangunmal. Этот орнитопод из группы Iguanodontia известен по набору из ста с лишним костей. Окаменелости обладают редким сине-серым оттенком с красочными проблесками: в процессе фоссилизации их органическая часть заместилась опалом. Динозавр был назван в честь Роберта Фостера, первооткрывателя окаменелостей. Фрагменты скелета были обнаружены в опаловой шахте близ городка Лайтнинг-Ридж (Австралия) в 1986 году, но оставались неизученными до 2015 года и были выставлены на всеобщее обозрение в магазине минералов. Впоследствии семья Фостера передала находку в дар местному музею, Австралийскому Центру опала, где ученые смогли изучить фоссилии. Оказалось, что набор костей принадлежит целой группе из четырех животных разного возраста, длина крупнейшей особи составляла около 5 метров. Всего было собрано около 20% костей скелета. Фостория обитала в Австралии в сеноманскую эпоху позднего мела, около 100 млн лет назад.

Gobihadros mongoliensisгадрозавроид известный по нескольким образцам, включая полный скелет. Это был ящер длиной до 7,5 метров, обитал в Монголии около 100-90 млн лет назад, в начале позднего мела. Филогенетически гобигадрос был очень близок представителям семейства Hadrosauridae. Строение зубного ряда гобигадроса аналогично более прогрессивным гадрозавридам, возможно, эти особенности были приобретены независимо в процессе параллельной эволюции. От продвинутых гадрозавров этот вид отличается развитым когтем на первом пальце передних конечностей, а от близкородственных форм (таких, как эоламбия, бактрозавр, тетисгадрос) – волнообразным верхним профилем подвздошной кости и более выступающим в сторону супраацетабулярным гребнем. Предки гобигадроса мигрировали в Азию из Северной Америки, но в самом конце мела были вытеснены новой волной миграции прогрессивных форм семейства Hadrosauridae.

Источником вдохновения для данной иллюстрации стали работы выдающегося палеохудожника Дугласа Хендерсона. На его картинах динозавры (и прочие древние существа) не часто выставляются на передний план. Они органично вписаны в окружающий их ландшафт и представлены художником как часть большого и единого мира.

По материалам https://paleonews.live